Если вам давно не повышали заработную плату, то вы можете сами сказать об этом начальству. Но не стоит ограничиваться намеками. Нужно сначала объективно оценить свою эффективность, подобрать аргументы для повышения оплаты труда, а уже потом идти к директору. Что следует говорить и как просить повышение зарплаты — расскажем далее.
Подготовка к запросу повышения
Прежде чем просить повышения зарплаты, подготовьтесь к разговору с начальством. Здесь не помогут фразы «Мне нужны деньги» и «Ну пожалуйста». Необходимо проанализировать собственные достижения и приготовить аргументы в свою пользу.
В основном компания оценивает такие факторы при принятии решения:
- процент достигнутых целей, которые ставили до этого;
- удовлетворенность команды сотрудником;
- нетипичные события (конфликты, расширение зоны ответственности);
- время с момента предыдущего повышения;
- финансовое состояние компании.
Сразу учитывайте эти факторы до того, как попросить о повышении зарплаты.
Оцените свою «стоимость»
Нужно сравнить заработную плату на схожих должностях. Обычно работа в офисе поддается такому анализу. Искать информацию можно:
- на сайтах по поиску работу;
- в рекрутинговых агентствах;
- спрашивать у коллег из других компаний.
В общем доступе находится много аналитических статей о средней заработной плате по разным профессиям. Однако здесь все относительно: зарплата зависит от опыта работы, перечня обязанностей, населенного пункта.
Нельзя сравнивать свою заработную плату и коллег на схожих должностях. Точнее — не стоит использовать это как аргумент перед начальством, ведь данные об оплате труда должны быть конфиденциальными.
Прибавка к зарплате реальна, когда вы правильно оцениваете свои достижения и профессиональные навыки. Ориентируйтесь на один год. Отличное решение — собрать в одном файле результаты своей работы за 12 месяцев. Если вы принесли пользу компании или департаменту, то на увеличение оплаты надеяться можно.
Подготовьте доказательства
Чтобы увеличение заработной платы прошло успешно, оформите все данные в виде аргументов. Что для этого нужно:
- Соберите информацию об успехах и вкладе в развитие фирмы. Вспомните все свои кейсы за последнее время.
- Создайте список с конкретными достижениями. Например, вы увеличили продажи на 5% за прошлый квартал, привлекли на 10% больше клиентов за ноябрь или запустили удачную маркетинговую кампанию перед праздниками.
С этими данными уже можно идти к начальству. В зависимости от иерархии вашей компании это может быть менеджер в департаменте или руководство высшего звена — подходы к ним будут разными, но суть остается одна. Нужно хорошо подготовиться, чтобы получить позитивный результат.
Техники эффективного общения при запросе повышения
Чтобы начальство согласилось увеличить заработную плату, вы можете создать идеальные или хотя бы оптимальные условия для этого. Время должно быть подходящим, ваша просьба — аргументированной, а коммуникация — понятной.
Можете написать sales pitch и отрепетировать ее. Хотя по всем законам менторства не стоит настраивать себя на негативный исход, продумайте все до деталей. С чего вы начнете и какие аргументы наиболее сильные? Какую сумму вы назовете и устроит ли вас, если работодатель предложит повышение на 15% меньше от желаемого? А как вы отреагируете, если вам откажут?
Найдите подход и момент
Важно поймать момент, когда стоит просить повышения зарплаты. Не нужно врываться к начальнику в кабинет во время обеденного перерыва или ловить менеджера возле лифта после окончания рабочего дня.
Условно благоприятные моменты для просьбы:
- в компании стабильная финансовая ситуация;
- начальник находится в приемлемом настроении;
- вы закончили проект успешно и можете этим похвастаться.
Что касается подготовки к общению, здесь снова важна иерархия. Вы можете записаться к руководителю на прием через секретаря или просто спросить напрямую, какой момент для него будет удобным.
По данным психолога Шеннона Колаковски, о повышении лучше просить в начале дня. А ученые из Университета Макгилла утверждают, что идеальное время — четверг или пятница.
Будьте готовым к диалогу, ведь в идеале нужно показать себя не со стороны просящего, а со стороны заслуживающего.
Используйте ключевые коммуникационные стратегии
Общение между сотрудником и начальником должно быть честным, открытым и ясным. Выражайте свои мысли правильно и четко, чтобы не возникало двусмысленных ситуаций.
Несколько фраз, с которыми вы можете выстраивать коммуникацию:
- «Я перевыполнил план на N процентов». Нужно отталкиваться от реальных достижений. А увеличение прибыли для компании — отличная тема, на которой можно выстраивать всю стратегию.
- «У меня есть готовый план с идеей, как улучшить/оптимизировать работу отдела». Можно поделиться некоторыми наработками, а какие-то фишки оставить напоследок.
- «Моя зарплата ниже, чем на рынке труда». Не стоит апеллировать тем, что «меня не ценят». Вместо этого можно предоставить аналитику относительно средней заработной платы в условиях одинаковых должностных инструкций.
- «Я готов расширить свою зону ответственности». Этот вариант предполагает, что вы реально можете взять больше работы и выполнять ее качественно.
Еще один вариант — сказать, что вам предложили другую работу с большей зарплатой. Но нельзя манипулировать такими фразами без реальных предложений от других работодателей. Не используйте ультиматумы и шантаж — эти методы коммуникации приведут вас в тупик.
Ситуация: вам предложили новую работу, но здесь вас держит коллектив, хорошее местоположение или удобный график. Можете честно сказать начальству о своих раздумьях. Возможно, он поднимет вашу зарплату, чтобы удержать ценного сотрудника.
Умейте слушать работодателя. Объясняйте ему свою точку зрения, но принимайте и его аргументы. Только при таких условиях вы достигните консенсуса.
Покажите цифры и факты
Наиболее действенный способ, как добиться повышения зарплаты, — говорить на языке фактов. Это стандартная схема в таком методе убеждения как логос (логика).
Обычно работодатели хотят получить от сотрудников конкретный результат, выгоду и практическую ценность. Лучший способ это показать — использовать цифры и статистику.
Разные сценарии беседы
Не настраивайте себя ни на какой результат. Просто сохраняйте уверенность и транслируйте ее руководителю: через слова, тон и ровную осанку. Но будьте готовы и к разным сценариям.
Положительные результаты
Желаемый результат — положительное решение руководителя. Если он соглашается, примите свой успех и тут же думайте о дальнейших шагах. Сразу обсудите с начальством новые условия труда или дополнительную ответственность. Действуйте так, как от вас требует ситуация.
Реакция в случае отказа
Готовьтесь и к тому, что вам могут отказать. Не всегда причиной становится ваша недостаточная квалификация. У компании может не быть ресурсов или вы выбрали неправильное время для таких переговоров.
Можно поискать компромиссы и альтернативные решения. Например, если вы продуктивно работали в последние месяцы, то можно попросить премию или другие бонусы. Возможно, вы сойдетесь на том, что заработную плату поднимут после того, как вы покажите эффективность в текущем проекте.
В любом случае принимайте отказ гордо и без эмоций. В ваших силах попытаться еще раз убедить начальство в вашей продуктивности.
Заключение
Итак, как попросить прибавку к зарплате:
- Подготовьтесь к беседе: найдите аргументы в свою пользу, составьте статистику и даже напишите продающую речь.
- Учитывайте все детали во время подготовки: среднюю зарплату с учетом аналогичных должностных инструкций, время с момента последнего повышения оплаты, финансовое состоянии компании.
- Найдите подходящее время для разговора. Желательно, чтобы начальник был спокоен, не торопился и был готов к беседе с вами.
- Оперируйте реальными фактами. Для достоверности и лучшего восприятия используйте цифры и конкретику.
- Общайтесь сдержано, спокойно и уравновешено. Продумайте свою коммуникационную стратегию и следуйте ей как в аргументации, так и при получении ответа от руководства.
- Будьте готовы к любому исходу беседы.
Помните, что все в ваших руках. При положительном результате важно обсудить свои дальнейшие действия. А при негативном — постараться найти компромисс.